Старые руки Михаила Степановича дрожали, когда он поднимал с пола осколки расколовшейся шкатулки. Липа, над которой он трудился три дня, треснула по самой красивой части узора. Дед присел на низкую скамейку, вытер пот со лба и тяжело вздохнул. За окнами новой мастерской моросил октябрьский дождь, а внутри было тепло и сухо благодаря современным обогревателям. Казалось бы, все условия для работы созданы. Но вот уже третий месяц подряд изделия, как назло, только и делали, что трескались.

Раньше, в старом доме, где дед работал сорок лет, такого не случалось. Толстые бревенчатые стены дышали, печка-голландка давала мягкое тепло. Влага от дождей и снегов естественным образом поддерживала нужную атмосферу. Дерево там жило своей жизнью. Оно послушно поддавалось резцу, превращаясь то в затейливые наличники, то в резные иконостасы, то в детские игрушки. Но старый дом снесли под застройку, а городские власти предоставили ремесленникам современные помещения в промышленной зоне. Вроде бы подарок – большая площадь, высокие потолки, электричество, водопровод. Только вот дерево здесь чувствовало себя неважно.
Последняя попытка
Внук Алеша приехал в выходные и застал деда за разборкой инструментов. Старые стамески, которые дед затачивал и перетачивал полвека, аккуратно укладывались в потертый деревянный ящик. Рядом стопкой лежали недоделанные заготовки. «Все, Леша, хватит мучиться», – сказал дед, не поднимая головы. «Старый уже, видно, руки не те. Третий месяц только щепки получаются вместо нормальной работы». Алеша взял в руки треснувшую заготовку для шкатулки. Трещина шла точно по центру резного узора, разрушая часы кропотливого труда. Дерево было обработано идеально, резьба выполнена безупречно, но что-то было не так с самой основой.

Парень работал инженером на местном заводе и сразу понял, в чем дело. В новой мастерской влажность воздуха была критически низкой – современные обогреватели буквально высушивали помещение до состояния пустыни. Дерево, привыкшее к естественной влаге, резко теряло воду и давало трещины. «Дед, а что, если попробовать еще раз? У меня есть одна идея», – осторожно предложил Алеша.
Михаил Степанович устало махнул рукой: «Пробовал уже все – и дерево в воде вымачивал дольше, и сушил по-разному. Не получается, значит, не получается». Но внук все-таки своей идеи не оставил. Вечером он уехал в город с твердым намерением помочь деду, который всю жизнь дарил людям красоту своими руками.
Возрождение мастерской
Алеша нашел в интернете компанию, которая занимается профессиональными системами увлажнения. «Дед, я вызвал специалистов. Они завтра приедут, все осмотрят и установят нормальную систему», – сказал он после долгих телефонных переговоров.
Утром приехала бригада с оборудованием. Мастера быстро оценили помещение, замерили влажность, рассчитали необходимую мощность системы. «В вашей мастерской не обойтись без форсуночного увлажнения», – объяснил старший монтажник. «Мелкодисперсное распыление воды – то, что надо, чтобы создать микроклимат для работы с деревом».
Установка заняла два дня. По периметру мастерской протянули трубы с форсунками, подключили насосную станцию. Потом настроили автоматику с датчиками влажности. Система тихо зашумела, выпуская в воздух невидимый туман мельчайших капель. «Подождите пару-тройку дней», – посоветовал монтажник. «Пусть дерево привыкнет к новым условиям».

Михаил Степанович не особо верил в чудеса техники, но внука не хотел расстраивать. На следующее утро он зашел в мастерскую и удивился. Воздух на самом деле становился другим. Постепенно атмосфера в помещении стала напоминать старый дом – она становилась такой же мягкой и живительной.
А уже через неделю мастерская полностью преобразилась. Михаил Степанович работал с утра до вечера, наверстывая упущенное время. Заказчики потянулись сами: реставратор из музея принес фотографии старинных рам для икон с просьбой сделать точные копии, семья с двумя детьми заказала резные санки и лошадку-качалку. Дед снова почувствовал себя нужным и востребованным мастером, а не отжившим свое стариком.
А когда Алеша приехал в следующие выходные, то застал его за работой над сложным резным панно. «Ну что, дед, передумал уходить из ремесла?», – улыбнулся внук. Михаил Степанович поднял голову от работы, и в его глазах можно было увидеть тот самый огонек, который внук помнил с детства. «Куда там! Руки еще помнят, что и как делать. А теперь и дерево снова слушается. Так что будем работать, пока силы есть». И тут же, не отрываясь от резьбы, добавил: «Спасибо тебе, Лешка. За науку твою. Оказывается, и старое ремесло может с новой техникой подружиться».